Памятка от ARTEVIVA для тех, кто хочет разбираться в направлениях живописи. (часть 1)

Абстракционизм – течение в живописи, которое преподносит нетрадиционные формы и ярко демонстрирует их отдалённость от привычной реальности. Пожалуй, главная цель этого течения и его последователей – показать людям обыкновенные геометрические формы и скульптуры, наталкивая их на собственные ассоциации при помощи уникального сочетания цветовой гаммы и фигур. Такими фигурами могут быть как одна чёрная точка на белом холсте, так и набор квадратов и многоугольников с различными цветовыми гаммами, складывающиеся в необыкновенную картину.

Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич

Ар-деко или арт-деко – эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Отличительные черты – строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик. Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко». На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Представители: Эрте (Роман Тыртов), Жорж Барбье

Ар-нуво или модерн – художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии.

Представители: Поль Гоген, Обри Бёрдсли

Авангардизм – обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. В нём отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества.

Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич

Барокко – исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Представители: Рубенс, Караваджо

Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII – нач. XIX века, и в русском XVIII – нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали её своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.

Представители: Карл Брюллов, Жан Батист Грёз

Кубизм – модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Представители: Хуан Грис, Пабло Пикассо

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлечённых классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

Представители: Франсиско Гойя, Теодор Жерико

Экспрессионизм – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети ХХ века, сложившееся в опредёленный исторический период – в преддверии Первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, всё большее отчуждение человека от мира, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приёмы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали это творчество как способ выражения эмоций.

Представители: Эдвард Мунк, Фрэнсис Бэкон

Фовизм – направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. Les Fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.

Представители: Анри Матисс, Андре Дерен

Пока это всем, продолжение скоро.

arteviva.ru
Добавить комментарий