Для внимательных родителей детский рисунок- это очень простой и эффективный способ понять, о чем думает юный художник, о чем мечтает и чего боится, даже если он не может это выразить словами.
Главное в таком рисовании – никаких поучений и указаний! Взрослый может лишь предложить тему, показать технический прием и обсудить то, что получилось.
Перед началом «работы» нужно расслабить ребенка, пусть поиграет с красками: смешивает их, как хочет, разукрасит ладошки и сделает отпечатки. Такая игра активизирует творческий подъем и дает возможность сосредоточиться на своих ощущениях.
Развиваем общительность
Если ребенок держится зажато, у него есть проблемы с коммуникацией, ему можно предложить упражнение «Каракули Винникота».
Здесь для рисунка понадобиться партнер. Сначала ребенок рисует на листе каракули и передает, например, маме, где она из них создает какой-нибудь образ. Затем ребенок дополняет рисунок и просит маму продолжить и т.д. По ходу игры старайтесь обсуждать картинки. Побуждайте ребенка вообще говорить обо всем, что он думает. Если он затрудняется интерпретировать изображение, стоит помочь наводящими вопросами: это человек или животное? если это похоже на голову, то где нарисуем руки и ноги?
Вариант. «Рисуем странное животное». Ребенок рисует голову, загибает лист и передает маме, она рисует туловище, загибает лист и передает лист опять ребенку.
Выражаем эмоции и раскрепощаемся
Рисунок «Мое настроение»
Просим ребенка нарисовать свое настроение с помощью форм, линий (прямые, кривые, широкие, тонкие), цветов без изображений каких-либо объектов.
«Нарисуй, что ты чувствуешь, на что похоже твое настроение сейчас».
После завершения рисунка обсудите с ребенком, как различные цвета и формы передают разное настроение и какие эмоции они вызывают. Примерные вопросы: Какое бывает настроение? А какой цвет похож на хорошее настроение? А плохое? Что мы делаем, когда у нас хорошее настроение? А от чего у детей бывает плохое настроение?
Преодолеваем страхи
Если ребенок стал чего-то бояться, у него возникла какая-то неприятная ситуация в детском саду или школе, в этом случае можно предложить упражнение «Нарисуй свой страх».
Подобные рисунки хорошо выполнять на большом листе. Отобразив свои страхи на бумаге, ребенок может спокойно оценить их и произвести с ними какие-либо действия (спрятать страх в «волшебную коробочку», где он превращается во что-то хорошее и доброе; порвать, смять, сжечь рисунок, испугать страх (ударными музыкальными инструментами, крышками от кастрюль, криками). Способ действия нужно выбрать совместно с ребенком.
Для детей, которые просыпаются ночью можно использовать технику «Страшные сны» Л.Дж.Эгра. Эта методика учит ребенка тому, что каждый человек в известной мере сам «создает» свои сны. И мы можем изменять их, если захотим. Такой подход дает уверенность в своих силах.
Пусть ребенок расскажет о своем сне, а потом нужно придумать и нарисовать его счастливое окончание. Затем пусть расскажет историю еще раз, но уже со счастливым концом. А при приближении к страшному эпизоду на помощь придет картина с положительным финалом.
Автор – Ирина Ермолаева